Трикотаж
Кика
- головной убор замужней женщины у славян, плотно прикрывающий волосы, с рогами ...
Жабо
- оборки, сборки на груди рубашки, пышная отделка у воротника из кружев или леку...
Декольте
- глубокий вырез в женском плтье в области шеи, с обнажением шеи и части груди к...




 
Главная   -   Ансамбль костюма

Ансамбль костюма

Ансамбль- слово французского происхождения, означает тесную взаимосвязь, нераздельность. Ансамбль костюма благодаря строгой взаимоподчиненности его элементов и тесной взаимосвязи с предметной средой, интерьером обладает свойством отражать образ человека в определенную эпоху. Ансамбль в одежде отражает не только моду, но и степень развития культуры общества в данный период, его эстетические требования, уровень развития экономики. Современный дизайн одежды свободен в выборе элементов, при соединении которых могут создаваться коллекции одежды самых разных стилевых направлений. Дизайн одежды – это прежде всего создание целостного костюма – ансамбля, в котором все его части - от обуви до головного убора – подчинены единому художественному целому. В разные исторические эпохи ансамбль костюма давал информацию, как о самом владельце одежды, так и о социальной среде, к которой он принадлежал. Костюм мог отражать, например, сословную дифференциацию, богатство владельца, профессиональную принадлежность и т. д. Ансамбль костюма создается по единому художественному замыслу, где все детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому. Он раскрывает образ конкретного человека. Поэтому большое значение при создании ансамбля придается пластике фигуры, движению, жесту. В основу создания ансамбля костюма положены определенные принципы гармонии, которые базируются на единстве используемых композиционных средств, характерных для предметной среды в целом. Гармонические принципы отбирались различными поколениями людей и складывались в канонические и модульные системы. Эти системы диктовали гармонические нормы не только зодчим, скульпторам, живописцам, но и художникам прикладного искусства. До нас дошли наиболее завершенными и целостными три канона: индо-тибетский, который насчитывает более 3000 лет, египетский и европейский «квадратура круга» , основанный на пропорциях «золотого сечения». Последний был воспринят и развит зодчими и художниками эпохи ренессанса, в частности Леонардо да Винчи. Канонические схемы отражали стремление к достижению гармонического единства между природой, архитектурой и человеком. Практика показала, что предметная среда, в том числе и костюм, должна базироваться на соразмерных человеку вещах. Все параметры изделий должны определяться размерами фигуры человека. При создании современного ансамбля одежды с точки зрения формы могут быть использованы принципы подобия, контраста и др. Это означает, что каждая часть костюма может быть выражена, например, одной геометрической формой (принцип подобия) или элементы костюма могут быть противопоставлены друг другу (принцип контраста). Впечатление целостности ансамбля должно сохраняться и в том и другом случае. Принцип подобия считается соблюденным в ансамбле, если взятый за основу элемент или геометрический объем повторяется в различных вариациях. Для ансамбля характерны многочастность и многослойность, жесткая система взаимосвязи и обязательность одновременного использования всех его частей. На протяжении истории изменялись используемые в ансамбле одежды цвета и фактуры материалов, геометрические формы и силуэтные линии. Однако ансамбль всегда был многочастен. Связь верхней и нижней одежды, головного убора, чулок и обуви была обязательной. Все изменения характера исторической, народной и современной одежды непосредственно касаются также обуви, головных уборов и других частей костюма. Например, если платье сильно стягивало тело, закрывало шею и руки, доходя внизу до щиколоток, то обувь создавалась по тем же принципам, т. е. иллюзорно деформировала естественную форму стопы, изменяя ее пропорции. Свободно драпировавшаяся, не прилегающая к телу одежда сочеталась с легкой, простой, не сдавливающей ногу обувью. Следует отметить, что взаимосвязь элементов костюма обусловливается не только функциональным назначением, но и определенными требованиями к общности их стиля, материалов, конструкции. Основой ансамбля обычно является наиболее крупная по массе или важная по психологической роли часть костюма. Главным в ансамбле может быть платье, обувь, головной убор. Если, например, доминантой в костюме становится обувь, то платье приобретает подчиненное значение; в случаях, когда обувь только завершает ансамбль, она лишь дополняет костюм по массе, цвету, фактуре.

Головной убор в ансамбле костюма

Завершается ансамбль головным убором. Он более, чем другие части костюма, подчеркивает индивидуальность человека. Не случайно в форменной одежде символические знаки в большинстве случаев расположены на головных уборах (кокарды, знаки отличия). Иногда головной убор становится символом профессии (рыбацкая шляпа, каска пожарного и др.). В специальных костюмах большое значение имеют защитные функции головных уборов - от непогоды, внешних воздействий и т. д. Форма головного убора должна сочетаться не только с силуэтом костюма, но и соответствовать овалу лица, линии рта, подбородка, скул, развороту плеч и др. Уменье носить головной убор - это его правильная посадка на голове. Масса и линии головного убора в сочетании с костюмом изменяются, если надеть его набок, прямо или на затылок. Несмотря на многочисленность форм современных головных уборов, все они имеют глубокую связь с их прототипами. Так, берет «подарен» нам стилем ренессанс, кепи впервые появилось в XIX веке, шляпа с полями - в XVII веке и т. д. Они видоизменяли форму в соответствии с модой, но тип головного убора продолжал существовать. Однако основных типов головных уборов не так много; это чалма, тюрбан, береты с козырьками и без них, кепиобразные головные уборы, боярка, панама, капоры, шлемы, фантази и др. На основе существующих или исчезнувших форм возникают новые типы или конкретные решения фасонов головных уборов, отвечающих требованиям моды или костюма, создаваемого для новых видов деятельности человека, например, пилотка, шлем и т. д. Стилевая связь костюма с головным убором устанавливается не только через форму и цвет, но главным образом через материал. Современное производство головных уборов имеет дело с очень широким диапазоном материалов. Головные уборы активно влияют на выразительность образа человека. Четкие вертикальные и горизонтальные линии шляпы типа цилиндра придают внешнему облику строгость, подтянутость; поднятые поля у шляпы делают ее обладателя моложе, поля, опущенные к низу, создают впечатление тaинственности, поэтичности и т. д.

Перчатки и сумки в ансамбле костюма

Важными аксессуарами ансамбля являются перчатки и сумки. Перчатки не только защищают руки от климатических воздействий, но и дeкopaтивно завершают костюм. Перчатки и рукавицы различают по размерам, назначению. Оформляется обычно тыльная сторона перчаток: перфорацией, вышивкой, строчкой, продержкой, металлической фурнитурой. Сумки разграничиваются по половозрастному признаку и назначению. Деловые повседневные сумки, как мужские, так и женские, имеют более простую геометрическую форму (прямоугольник, квадрат) с застежкой «молния», пряжкой или замком. К этому типу сумок относятся папки на «молнии», портфели, «дипломаты». Сумки для молодежи носят более спортивный характер, выпускаются как из кожи, так и из специальной ткани в сочетании с кожей и кожзаменителями. Нарядные сумки изготовляют из сравнительно дорогих натуральных материалов - кожи, замши.

Символика в костюме

Большую роль в ансамбле костюма всегда играли стилизация и символика. Изображение предметов реального мира с помощью стилизованных геометрических элементов характерно для исторического, народного и современного костюма. Геометрические знаки первоначально имели глубокую связь с природными явлениями. Так, в древности ломаной линией изображали воду, прямой - поверхность земли или небо, треугольником ropы и т. д. Геометрические узоры и теперь используются в вышивке костюмов многих народов. Многочисленные элементы символики во все времена широко использовались в европейском городском костюме. Резко отличаясь от символических элементов народной одежды, они, как и в народном костюме, способствовали созданию целостности ансамбля. Символика в современном костюме может играть как положительную, так и отрицательную роль. Поэтому необходимо четко представлять, какова роль каждого знака, символа, как он объединяет в ансамбль все детали костюма, имеющие определенное функциональное назначение. Большое внимание следует уделять содержанию и эстетической стороне эмблематики. Современная одежда для молодежи нуждается в символике: при относительной простоте модных форм она вполне уместна в костюме в виде эмблем, цветовых сочетаний, аппликаций, надписей, но для этого необходимо связать символику с образным содержанием костюма. Она не должна нарушать ансамбля. Молодежь нередко предпочитает вещи, на которых есть название фирмы, какая-либо деталь, отличающая костюм, надпись и т. д. Сегодня довольно много изделий из трикотажа, джинсовых тканей и др., на которых вдоль и поперек расположены какие-то символы, рисунки, иногда шуточные, забавные, нередко надписи на иностранном языке с неизвестным обладателю модной вещи содержанием. На первый взгляд кажется, что нет вреда в подобных украшениях. Однако это не совсем так. Дело в том, что каждая деталь, знак, рисунок или надпись прямо или косвенно говорят о человеке, его увлечениях, профессии, характере, образе мыслей. Поэтому, приобретая такую вещь, необходимо четко представлять себе, что означает размещенный на одежде знак, какое место эта вещь займет в ансамбле костюма, как будет сочетаться с другими предметами комплекта. Итак, ансамбль включает в себя костюм, обувь, головной убор, различные дополнения, символические украшения. С учетом гармонических закономерностей, используемых при разработке композиции костюма, все эти элементы ансамбля должны быть взаимосвязаны по функциональному назначению, стилю, материалу, цветовому решению.

 


Copyright © 2009 - 2017 timira.ru - трикотажные изделия